Подпятник храмовой двери в виде пленника.
Из храма Хора Нехени в Иераконполе.
Долерит, 30 в. до н.э.
Филадельфия, Археологический музей Пеннсильванского университета Е3959
Это работа поистине гениального мастера, который такой, казалось бы, сугубо технической детали придал облик распростертого, попранного пленника с таким искусством, что по своему художественному воздействию этот памятник можно внести в ряд выдающихся произведений древневосточного искусства.
Пленный лежит на животе, его условно переданные руки связаны за спиной, в которой высверлено полукруглое отверстие для дверного упора, который поворачивался в спине поверженного, когда открывалась храмовая дверь.
Лицо пленного несет в себе целую гамму эмоций – от горечи поражения, выраженного через опущенные уголки рта и до спокойствия смерти, которое блестяще передано закрытыми не до конца проработанными чуть раскосыми глазами, запавшими в глазницы поверх ярко выраженных скул.
Образ пленного врага был хорошо известен египетским художникам задолго до эпохи становления государственност в долине Нила, однако здесь поразительно талантливый мастер, передавая боль, горечь и смерть поверженного, превзошел всё, что было до него.
(с) фото - Penn Museum
Текст: Victor Solkin
https://www.facebook.com/victor.solkin